|
Специализация: "Дизайн интерьера" Квалификация выпускника – педагог профессионального обучения. Учебные планы соответствуют требованиям ФГОС ВПО как в федеральной части, так и в разделе национально-регионального компонента. В действующих учебных планах по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» предусмотрено 18,1 % времени на изучение дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического, 7,9 % - математического и естественнонаучного, 17,7 % общепрофессионального, 51,2 % специального циклов; 5,1 % факультативы. Общий объем учебной нагрузки студентов не превышает 52 часа в неделю, включая самостоятельную работу студента. Аудиторная нагрузка для очной формы обучения составляет 26,7 часов в неделю, число экзаменов 3-5, число зачетов 3-6 в семестре. Продолжительность теоретического обучения в среднем 18 недель в семестре. В учебном плане по циклам дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД и ОД предусмотрены национально-региональный компонент и курсы по выбору студентов. Национально - региональный компонент и курсы по выбору студентов включают в себя следующие дисциплины: историю и культуру родного края, чувашское искусство, чувашский язык, практикум в учебных мастерских, чувашское декоративно-прикладное искусство, шрифты, батик, декоративную живопись, технику рисунка и графики. В блок дисциплин отраслевой подготовки (ОД.В.) включены дисциплины по рабочим специальностям: резьба по дереву и бересте, роспись по дереву, роспись по ткани, конструирование и моделирование костюма с практикумом. Квалификация выпускника - педагог профессионального обучения. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения по специальности 050501.04 - Профессиональное обучение (дизайн) при очной и заочной формам обучения 5 лет. Содержание образования представлено в учебном плане блоками дисциплин с общим объемом обучения 8820 часов. Срок освоения основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения составляет 260 недель, в том числе: Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии - 176 недель; Практики - не менее 28 недель, из них: квалификационная по рабочей профессии - 8 недель; технологическая - 4 недели; педагогическая - 11 недель; преддипломная - 5 недель. Педагогическую практику студенты проходят в учреждениях начального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий, учреждений, организаций в роли стажеров-преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин и мастеров практического обучения, осуществляющих подготовку по профессиям различных направлений в области дизайна: художественная обработка металла, керамика, резьба по дереву, кости, работа с тканью, графические работы и др. Квалификационная практика по профессии (специальности) проводится на действующих предприятиях, в мастерских, осуществляющих дизайнерское проектирование и изготовление оригиналов проектов. Организация практики обеспечивает формирование практических знаний о процессах и оборудовании предприятий, средствах управления, технологиях дизайна и оборудовании дизайнерского производства, приобретение умений практической работы и соответствующей квалификации по профессии (специальности) в области дизайна. Технологическая практика проводится на действующих предприятиях, в мастерских, работающих над созданием проектов и оригиналов по различным видам дизайна. Организация практики обеспечивает изучение технологии дизайна, основных процессов дизайнерского проектирования; конструкционно-художественный анализ объектов проектирования; экологическое обоснование технологических решений. Преддипломная практика является завершающим этапом практического обучения. Организация практики обеспечивает овладение первоначальным профессиональным опытом педагога профессионального обучения в области дизайна на стадии перехода к самостоятельной трудовой деятельности. При прохождении практики студенты ведут сбор и подготовку материалов к дипломному проекту (работе), исследовательскую работу. Выполняемые курсовые и дипломные работы составляют единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных проектов и носят научно-исследовательский характер. Дипломный проект многокомпонентен. Его содержанием является пояснительная записка, графическая часть и возможен макет. Графическая часть является особенно важным компонентом, так как в ней наиболее целостно визуально выражена проектная идея. Поэтому на предварительном этапе очень важна дифференциация материала с целью отбора необходимого его объема и содержания для внесения на планшеты. При выполнении графической части проекта дипломник должен продемонстрировать не только высокий содержательный уровень художественно-конструкторской идеи, но и высокий художественный уровень графического исполнения и композиционной организации планшетов. Учитывая кратковременность хода защиты и невозможность детально ознакомиться всем членам ГАК с содержанием пояснительной записки. В графической части в сжатом виде должны быть отображены научный поиск, аналитические исследования, ситуационные взаимосвязи и другие материалы пояснительной записки и реферата, необходимые для доказательства проектной идеи. В деятельности кафедры дизайна и методики профессионального обучения при подготовке специалистов профессионального обучения в области дизайна предметом познания становится все богатство и красота средового окружения. Объяснить, обрисовать, научить замечать и анализировать красоту предметной среды окружения в процессе обучения и проектного творчества может только специалист. Таковым является педагог-дизайнер, способный реализовать себя и в качестве педагога профессионального образования в области дизайна, обладающий интегрированными качествами профессии и творческим, системным проектно-образным мышлением. Этапы подготовки дизайнера-педагога могут не совпадать с процессом подготовки дизайнера специалиста. Они отличаются по ряду целевых и содержательных позиций. Специфической задачей подготовки педагога-дизайнера является нахождение гармонического единства профессиональной и педагогической составляющей. Спецификой подготовки педагога-дизайнера предполагает более органичную интеграцию и раннюю стадию одновременного освоения специальных и педагогических знаний. Целевая интеграция призвана обеспечить не сколько последовательное освоение обязательных гуманитарных, специальных и педагогических знаний, сколько формирование особого профессионально-педагогического статуса новых квалификаций «педагог-дизайнер» и «Педагог профессионального обучения в области дизайна». В целом дизайн-образование можно рассматривать как перспективную и системную форму создания культуротворческой среды по всей вертикали учреждений образования и, как следствие, в обществе и государстве. |
|